Пора "переобувать" авто в летние шины. 5 советов, как это правильно сделать.
10.03.2013
Шины с зимних на летние нужно менять вовремя. Температурный предел, после которого специалисты не рекомендуют эксплуатировать зимние покрышки – плюс 10 градусов Цельсия. При более высокой температуре такая резина начинает размягчаться: она «плывет», ухудшая управляемость и начинается ее повышенный износ. Однако слишком ранняя замена зимних покрышек на летние приводит к еще более опасной ситуации: предел эксплуатации летней шины – 0 градусов. Приближаясь к этой температуре, летняя шина дубеет и начинает скользить по асфальту, словно пластмассовая. Глядя на термометр за окном и в календарь на столе, понимаешь: холодов (даже поутру) уже не будет, а дневная температура скоро превысит первый десяток. Пора, самое время!
ШАГ 1: определяем типоразмер
В инcтрукции по эксплуатации вашего автомобиля обязательно указан наиболее подходящий типоразмер шин, при котором эксплуатация авто наиболее безопасна и комфортна. Изменять размерность покрышек без консультации специалистов недопустимо: это может привести как к техническим, так и эксплуатационным проблемам. Например, шина слишком большого диаметра может цепляться за детали ходовой, слишком маленький диаметр приведет к вранью спидометра и снизит комфортность и управляемость.
ШАГ 2: определяем условия эксплуатации
Для того, чтобы правильно подобрать покрышки, необходимо задаться вопросом: где, в каких условиях будет проходить большая часть «жизни» колеса.
Дорожные шины (шоссейные) - рисунок протектора состоит из шашек или ребер, разделенных канавками, как правило, неширокими.
Универсальные шины предназначены для эксплуатации как на шоссейных, так и на грунтовых дорогах. Рисунок протектора состоит из шашек или ребер и может иметь грунтозацепы (массивные выступы) по краям протектора.
Шины повышенной проходимости предназначены для эксплуатации в условиях бездорожья и мягких грунтов. Имеют разреженный рисунок с развитыми грунтозацепами по краям и мощными недеформирующимися шашками по центру беговой дорожки.
ШАГ 3: определяем необходимый рисунок
В зависимости от расположения элементов рисунка протектор может быть ненаправленным, направленным или асимметричным.
Ненаправленный рисунок — симметричный относительно радиальной плоскости колеса (проходящей через ось его вращения). Является наиболее универсальным, поэтому большая часть шин выпускается именно с этим рисунком.
Направленный рисунок —симметричный относительно центральной плоскости вращения колеса (проходящей через середину протектора). Он обладает улучшенной способностью отвода воды из пятна контакта с дорогой и пониженной шумностью. Запасное колеcо совпадает по направлению вращения только с колесами одной стороны автомобиля, но временная установка его на другую сторону допустима при условии движения на небольших скоростях.
Асимметричный рисунок — не симметричный относительно центральной плоскости вращения колеса. Его используют для реализации разных свойств в одной шине. Например, наружная сторона шины лучше работает на сухой дороге, а внутренняя — на мокрой.
ШАГ 4: подбираем скоростной индекс
Любая шина рассчитана на эксплуатацию при определенной максимальной скорости. Превышение этого параметра недопустимо: покрышка при вращении растягивается и при меньшем, чем требуется, индексе скорости может просто соскочить с диска («разуться») во время поворота. Но не стоит выбирать и более высокий, чем необходимо, индекс — это один из серьезно удорожающих параметров.
ШАГ 5: подбираем индекс нагрузки
Любая покрышка предназначена для эксплуатации под определенной нагрузкой. Однако стоит уточнить, что индекс нагрузки шины определяет предельную нагрузку именно на нее, одну шину, а не массу всего автомобиля. Поэтому в инструкции по эксплуатации этот параметр должен быть указан обязательно – вы не можете знать, как распределяется нагрузка на каждую шину вашего авто в отдельности, поэтому не занимайтесь определением индекса нагрузки самостоятельно.
ШИРОКИЕ ШИНЫ — ШИРОКИЕ ДИСКИ
Историей неосмотрительной установки шин с типоразмером, не соответствующим рекомендованной производителем, с нами поделился Григорий Завгородний, владелец подержанного "Форда".
— Насмотревшись на спортивные машины, "обутые" в широчайшие "лапти" размером не меньше 30 сантиметров, загорелся желанием поставить себе такие же на свой "Форд Сиерра". Сказано — сделано! На распродаже бэушных скатов тридцатисантиметрового размера не нашлось, но и 285/65R15 меня вполне устроили — по сравнению с "родными" 185/65R15 они смотрелись почти как "резина" для болида "Формулы-1"
Когда я привез свои новые колеса на шиномонтаж, знакомый слесарь-шинорементник усомнился: а под крыло такие "лапти" влезут? Смонтировали один скат, померяли. Оказывается, "Форд" делает машины "с запасом" — колесо встало без проблем. Окрыленный успехом, перемонтировал остальные покрышки и выехал.
Поначалу, резко "перекладывая" автомобиль слева направо и наоборот даже там, где можно было проехать без "зигзагов", я восхищался новыми ощущениями от машины. Но затем, когда первый восторг прошел, стал замечать некоторые несуразности: вместо повышенной устойчивости и "несокрушимости" автомобиль стал вести себя как-то нервно-дерганно. Заключалось это в резком и коротком "пошатывании" из стороны в сторону. Особенно ярко это проявлялось в тех случаях, если уклон дороги несколько раз подряд менялся. В этих случаях было такое ощущение, будто бы машина едет в колее, которая слишком широка, и постоянно "мечется" от одной стенки колеи к другой.
Проверка "протяжки" колесных болтов ничего не дала: все было закручено на совесть. И хотя в итоге автомобиль вроде бы стал все же устойчивее на дороге, мелкие самопроизвольные изменения курса очень нервировали, и, помучившись еще неделю, я перебортировал скаты на прежние, заводского размера.
Комментирует Александр Слуцкий, мастер-ходовик тюнинг-центра «Авто плюс»:
"Описанный казус — яркий пример того, как автолюбители, глубоко не вникая в суть явления, пытаются самостоятельно «тюнинговать» свои авто. В случае Григория все достаточно просто: даже элементарная замена шины по ширине (без изменения посадочного диаметра диска) может привести к ухудшению управляемости. Причина проста: при смене покрышки на гораздо более широкую необходим и подбор соответствующего по ширине диска. Иначе смонтированная покрышка приобретает форму трапеции и начинает «гулять» при изменении курса".
КЛИН КАНАВКОЙ ВЫШИБАЮТ
О том, какие еще можно ожидать неприятности при самостоятельном изменении типоразмера шины, рассказал Виктор, г. Киев.
- После установки шин, которые по ширине на 5 см. превышали заводские, я был очень доволен управляемостью и улучшившейся устойчивостью. До того момента, пока не попал в обширную лужу на большой скорости. Машина просто потеряла управление и я чуть было не «снес» забор.
Комментирует Станислав Поченков, продавец-консультант магазина «Стимул».
- В данном случае приведен пример элементарного аквапланирования. В принципе, с этим явлением можно столкнуться на любой «резине», но более узкие шины лучше «разрезают» воду при въезде в лужу и у них позже (на большей скорости) образуется водяной клин при движении в дождливую погоду. Если же есть желание установить шины гораздо большей ширины, чем рекомендовано производителем, нужна модель со специальными канавками для эффективного отвода воды.
Зимой увеличение ширины скатов также способно ухудшить сцепление с дорогой: шины обычно подбираются автопроизводителем, исходя из удельного давления колеса на дорожное покрытие. Увеличилась площадь — уменьшилось давление, что может привести к более раннему «срыву» колеса на льду.
Комментарии
Пока нет комментариев